Тёмные материи

Кризис бездуховности и выход из кризиса в новой, качественно иной эпохе человеческого развития — тема, поднимаемая в оккультных учениях и соответствующей литературе последние полторы сотни лет, с работ Е. П. Блаватской. Уже тогда Елена Петровна осудила три беды современности: науку, узурпировавшую роль святого источника ответов на все вопросы; церковь, неспособную более соответствовать уровню духовных стремлений человечества; и выливающуюся из первых двух третью беду: профанацию эзотерических поисков в спиритуализм и откровенное шарлатанство. Ей и её ученикам удалось создать новую, соответствующую духу времени, опору для духовных поисков. В «Тайной доктрине», самом известном труде её жизни, рассказывается о глобальных цикличных процессах в Космосе и на Земле в частности, о близком начале очередного цикла, качественно иного витка развития нашей планеты, и, вместе с ней, человека.

Более остро тема бездуховности затронута Рерихами в начале прошлого века. Монументальный труд «Учение Живой Этики» был написан в русле работ Блаватской, но в более художественном стиле, и что немаловажно — изначально на русском языке, во всём его богатстве. Эстетика этих книг, их пламенный русский дух, думаю, будет близок строителям светлого будущего, поэтому, пользуясь случаем, рекомендую к прочтению. Там говорится об утере людьми высокого, космического смысла жизни, о погружении в очевидность, в повседневность. Суетные, низкие мысли создают подобие корки вокруг Земли, которая перекрывают доступ к высшим смыслам: «Напитанная эманациями ваших действий и насыщенная кристаллами мрака мышления человечества, эта кора представляет сопротивление твёрже кремня«. Там же говорится о приближении новой эпохи, о космической механике этого процесса, об изменениях в природном гомеостазе, которые повлекут и уже влекут за собой изменения социальные и психологические. Утверждается космическая природа возвышенных устремлений человека, говорится о Космосе не только как о сугубо материальной иерархии космических объектов, но и об информационной иерархии, цепочки смыслов. Предсказываются скорые научные открытия как в астрофизике, так и в биологии, а также указывается на тесную взаимосвязь этих дисциплин.

Надо заметить, что Рерихи возлагали большие надежды на Россию, как на духовный авангард Земли, считали, что именно с России начнётся мировое духовное, смысловое и научное возрождение. Рерихи всячески приветствовали коммунистическое движение как ответ на упадок духа дореволюционной России, видели в революции 17-го года начало возрождения нашей страны («В Новую Россию моя первая весть»), и называли великим вождём «махатму Ленина».

Таким образом, в качестве первопричины грядущих изменений указывается физика Космоса, а социальные пертрубации — как следствие.

После работ оккультного толка, начало появляться и большое количество сугубо научных работ, то есть в негуманитарных дисциплинах, затрагивающих тему влияния космических излучений и циклических процессов на биосферу, социум и отдельных людей. Космические открытия, получившие свой расцвет вместе с расцветом эпохи модерна, вдруг стали иметь непосредственное отношение к человеку: происходит качественное переосмысление роли Космоса. Сначала он был где-то там, звёздным небом, чем-то притягательным, но в эстетическом или философском плане. Потом оказалось, что туда можно полететь, его можно потрогать, по нему можно даже походить. Потом оказывается, что погода на Солнце непосредственно влияет на поведение животных и людей. Космос стал прямо тут, чуть ли обыденностью. Осталось, пожалуй, только обыденность довести до соответствующего космического уровня.

В качестве примера авангарда научных исследований, рекомендую к прочтению работы новосибирского физика и геолога А. Н. Дмитриева, в частности «Огненное пересоздание климата Земли».

Бездны Космоса и человеческой психики всегда вызывали огромное любопытство, и поэтому неудивительно, что в научных, а особенно в гуманитарных кругах течёт лавина всевозможных спекуляций и откровенного шарлатанства на эти темы. Это с одной стороны. Может быть, именно эта лавина вызывает, с другой стороны, немалый к этой космо-социальной теме скептицизм. Но даже самые ехидные критики не будут отрицать, что «покайтесь-ибо-грядёт» остро витает в воздухе на протяжении последнего столетия — и это либо чей-то невероятно хитрый спецпроект, либо своеобразное отражение пока плохо понятных реальных процессов.

В крайнем, 32-м выпуске «Сути времени», Сергей Ервандович Кургинян затронул тему, которую я никак от него не ожидал. Он зашёл не с обычной социополитической или геополитической стороны. Зашёл с космологической. Зашёл очень мягко, можно сказать, робко — и мне показалось, что ему на эту тему очень есть что сказать. Да, веяло чем-то таким с первых выпусков, но потом напрочь исчезло, и я стал забывать уже, чем же этот политик-социалист так сильно меня зацепил тогда, в самом начале. Итак, Кургинян закинул удочку — как когнитариат отреагирует, примет ли?

Но тема подбирается давно. Было бы странно ограничиться сугубо гуманитарными смыслами и не взять барьер космической сложности. Только такой взгляд поможет увидеть всю картину происходящего. Может быть, не настала пора такого захода, и рано говорить о Космосе, не освоив Вебера и Фромма, но время для такого разговора рано или поздно настанет.

Каюсь: я сильно недооценил Кургиняна.