Проблема вагонетки

Я вот не понимаю, и моё непонимание меня огорчает. Какое отношение к морали или этике имеет «проблема вагонетки«?

Мне кажется, проблема эта больше экономическая.

Вот посылает Главнокомандующий наших пилотов в Сирию, поработать по игилу. Могут их сбить? Могут. И сбивают. Та же самая «проблема вагонетки». И такие вопросы встают перед людьми постоянно, особенно перед теми людьми, которые несут ответственность за других.

С точки зрения этики — человеческая жизнь бесценна. Осознание бесценности жизни любого человека, каждой жизни — это безусловно, культурное достижение нашего века. Да, оспариваемое разными иными идеологиями, но тем не менее, гуманизм находится на острие культурного развития. Бесценность — есть бесконечность, и пять бесконечностей ничем не лучше одной, таким образом, этика просто ничем не может помочь в ситуации «вагонетки» — она не поможет сделать выбор. Поэтому тут и надо руководствоваться иными соображениями.

Обычно, такие соображение — пять жизней лучше, чем одна. Соображение простое, понятное, неизбежно циничное. Оно и применяется.

Есть вообще такое экономическое понятие, как стоимость жизни — ну, типа, сколько платить семьям погибших в авиакатастрофе. Можно дифференцировать, конечно: кто ценнее, взрослый или ребёнок, бомж или рабочий, рабочий — или олигарх, дающий тысячи рабочих мест (сарказм). Ну а как вы хотели, при капитализме неизбежно жизнь успешного бизнесмена будет выше жизни простого служащего. Кто сказал «мерять череп»? Кто буркнул в жидкие усы «церебральный сортинг»? Да нет же. Просто всё можно посчитать, и чем развитее будут системы централизованного наблюдения, оценки, калькуляции — и, неизбежно, принятия решений — тем неизбежнее будет не только возможность, но и совершеннейшая необходимость все эти данные просчитывать.

Этичность здесь, как и решениях Главнокомандующего, будет лежать не в рамах локальной ситуации, а в общей идеологической установке. Внутри этой установки мы можем подсчитать ценность человека в рублях, руководствуясь имеющимися у нас моральными ценностями. У машины, как и у человека, решающего, что важнее — жизни тысяч людей или такие понятия как «государственная безопасность» — будет готовый алгоритм, выщёлкивающий каждый раз холодный, просчитанный ответ. Вопрос только в начальных установках. Да, у фашистов была проблема с этими установками. Но мы уже, я очень надеюсь, не фашисты, может быть, сможем как-то гуманнее расставить на весах ценность своих интересов и чужих жизней. Впрочем, как мне кажется, это уже дебри по отношению к изначальной постановке вопроса.

В общем, никакой моральной проблемы я не вижу.

Вернее, моральная проблема заключается в том, как жить человеку, направившего вагонетку по нехитрому алгоритму? На нём, пусть не юридически, но будет висеть смерть человека. Но это уже мучения последствий.