Одна из бед нашего времени — утерянное достоинство. Человек забыл, что такое быть человеком.

Неблагодарная штука — оборачиваться в прошлое. В прошлом, как правило, ничего хорошего нет, а то, что кажется, что хорошее было — только субъективное свойство памяти. Но когда мы говорим об утрате — подразумевается, что утраченное когда-то наличествовало. Причём, именно в том виде, в котором мы утраченное ищем — наличествовало для масс, для всех и каждого. Здесь я уже не очень уверен, поскольку щёлкающие офицерские каблучки, дворянское пенсне и стареющий профессор Преображенский — это утраченное достоинство пренебрежительно немногих, о чём нет смысла и говорить.

Достоинство неразрывно связано с серьёзностью. Я ценю умение посмеяться над собой и вижу именно в этом критерий не только наличия или отсутствия чувства юмора, но критерий наличия ума. Но звериная серьёзность кое-где необходима — помалу, но жизненно. Посмотрите старые фильмы. Эпическая серьёзность персонажей в ключевые моменты — это и есть основа достоинства. Постоянное шутливое отношение ко всему, как в старой шутке Петросяна «И даже? И даже-даже? А выше можно?» — это нервная реакция на бытие в условии отсутствия представления о достоинстве как выходе.

Сейчас люди унижены. Поверьте мне на слово — я знаю об унижении  всё, я провёл в униженном, ничтожном положении треть своей жизни. Бытие определяет сознание. Но не бытийные ситуации, а само бытие во всей полноте. Я имею в виду, что объективные обстоятельства не заставят потерять достоинство, но только если оно есть в качестве ценности. А вот те обстоятельства, то бытие, в котором люди рождаются, растут и воспитываются, не зная об истинном значении слова «человек» — это бытие определяет сознание раз и навсегда, и здесь уже почти невозможно что-либо изменить.